Почему обладатель трех «Оскаров» Дэй-Льюис бросает Голливуд?

ffc721f2

Дэй-Льюис

Мировое кино облетела сенсационная и не сказать, чтобы радостная весть: Дэниел Дэй-Льюис, один из лучших актеров современности, трехкратный обладатель «Оскара», заявил о том, что уходит из профессии после того, как завершит съемки в новом фильме Пола Томаса Андерсона — режиссера, благодаря которому он получил второго «Оскара», сыграв алчного предпринимателя в драме «Нефть». В конце 1990-х он уже делал аналогичное заявление, но теперь, похоже, все серьезно.

Это тем более необъяснимо, поскольку Льюис сейчас находится на пике своей актерской формы.

Кинопресса часто именует его одним из величайших актёров в истории, невзирая на то, что в его фильмографии нет и 30 ролей. Дело здесь не только в его несомненном таланте, но и в том, как он подходит к работе. Заядлый приверженец системы Станиславского, Дэй-Льюис тщательно отбирает кинопроекты и обычно снимается лишь раз в три-пять лет — разительный контраст относительно большинства голливудских звезд, которые могут работать параллельно на нескольких съемочных площадках сразу.

Дэниел еще подростком вступил в Королевскую шекспировскую труппу, а вот в кино дебютировал относительно поздно, в 25-летнем возрасте — зато сразу в оскароносной картине «Ганди» (1982). А его подлинным триумфом стала «Моя левая нога» (1989), в которой он сыграл больного церебральным параличом Кристи Брауна. Для подготовки к роли актёр посещал клинику Sandymount School Clinic, где у него сложились дружеские отношения с пациентами с ограниченными физическими возможностями. Дэй-Льюис настолько вживался в роль, что не выходил из образа даже вне съёмочной площадки — о нем ходили слухи, будто он сломал два ребра из-за постоянной сутулой позиции в инвалидной коляске. Потрясающе органичная игра удостоилась самых высоких почестей, включая премии Британской (BAFTA) и Американской («Оскар») киноакадемий.

После трёхлетней паузы Дэй-Льюис вернулся в «Последнем из могикан». И вновь подготовка к роли превратилась в отдельную историю: для перевоплощения в охотника Соколиный глаз актёр существенно набрал мускульную массу и научился жить за счёт земли и леса, как и его герой. Помимо этого, Дэниел на протяжении всего съёмочного процесса носил винтовку, чтобы оставаться в образе, а также изучал свежевание животных.

В 1993 году Дэй-Льюис сыграл в остросюжетной драме «Во имя отца» роль заключенного, несправедливо обвинённого ирландца Джерри Конлона. Во время съёмок актёр разговаривал с ирландским акцентом, а вне съёмок проводил время в тюремной камере. Более того, в процессе работы над фильмом он настаивал на том, чтобы съёмочная группа оскорбляла его и обливала холодной водой. Для «Эпохи невинности» (1993) Мартина Скорсезе он на протяжении двух месяцев носил аристократическую одежду XIX в., а также цилиндр и трость.

Столь кропотливая работа не могла не выматывать. На исходе 1990-х Дэй-Льюис объявил о том, что устал от кино, и вернулся к своему увлечению — деревообработке. Поселился в Италии, заинтересовался обувным ремеслом, подрабатывал сапожником. На какое-то время он вообще исчез из поля зрения публики. 

Впрочем, Мартину Скорсезе, Леонардо Ди Каприо и продюсеру Харви Вайнштейну все же удалось убедить его принять участие в съёмках фильма «Банды Нью-Йорка» (2002). Согласившись на роль гангстера-мясника, Дэй-Льюис традиционно тщательно к ней готовился -долгое время работал в одном из мясных магазинов Лондона. Дэниел даже отказывался от медицинской помощи, снимаясь с пневмонией. Эти усилия не прошли даром — актёр вновь был удостоен множества наград.

Потом были «Оскары» за «Нефть» (2007), причем Дэй-Льюис стал единственным актёром, получавшим «Оскар» в этой номинации в двух разных веках, и за «Линкольна» (2012) и мюзикл «Девять» (2009, номинация на «Золотой глобус»).

Вывод очевиден: Дэй-Льюис — не просто хороший актер. Он перфекционист. Он слишком любит свою работу, чтобы делать ее плохо, что подтверждают его слова, сказанные в одном из редких интервью: «Я уже несколько раз в жизни говорил себе и всем окружающим, что больше никогда не буду сниматься в кино. Однако каждый раз возвращаюсь, играю, и вновь мне дают все эти дурацкие статуэтки и призы за «лучшую мужскую роль». Но никогда я не возвращался с мыслью о том, что должен сыграть, чтобы получить «Оскар». Это не обо мне».

Он не дает себе ни малейшей поблажки, он полностью растворяется в роли — ему важно не просто сыграть хорошо, но стать тем человеком, которого ему доверили сыграть. Это свойство великого исполнителя: он ничего и никого не играет, потому что все делает по-настоящему.

При этом актерский век недолог, и старость в этой профессии не прощают. Дэй-Льюис справлялся в своей жизни со сложнейшими задачами, преодолевал колоссальные препятствия. Единственная преграда, справиться с которой не в его власти — время. Стать старым, потерять сноровку — означает сыграть плохо. А этого он не может себе позволить никогда и ни при каких обстоятельствах. Именно по этой причине к его нынешнему заявлению следует отнестись всерьез. Как Грета Гарбо и Бриджит Бардо, он хочет уйти непобежденным.

Ведь говоря об уходе на пике славы, первой на ум приходит величайшая отшельница Голливуда Грета Гарбо (1905-1990). Она была одной из немногих актрис, которые достигли вершин и в немых, и в звуковых фильмах. Шведская дива с идеально красивой и непроницаемой внешностью, с низким хрипловатым голосом почти сразу стяжала у поклонников и прессы уважительное прозвище Сфинкса — ведь даже в комедийных образах она была столь же прекрасна, сколь и загадочна. Ее Анна Каренина, Мата Харри, Виолетта Готье, королева Кристина незабываемы. К тому же, она тщательно оберегала свою личную жизнь от какой бы то ни было огласки.

Грета Гарбо в фильме

Грета Гарбо в фильме

Гарбо ушла из кино в 36 лет, в расцвете карьеры, после фильма «Двуликая женщина» (1941). Единственное объяснение, которое она оставила недоумевающим фанам: «Я хочу побыть одна». Чуть позднее уточнила: «Я смастерила уже достаточно много лиц». Следующие полстолетия Гарбо прожила в уединении, все так же эффективно защищая свою приватность. Как показало время, ее решение оправдалось сполна: запомнили ее вечно молодым Сфинксом, а ее слава с годами лишь росла.

Еще одна, ныне, к счастью, живая легенда, Бриджит Бардо (1934), в свое время пошла на такой же шаг, как и Гарбо. В 1973-м, в 39-летнем возрасте, все еще оставаясь в артистическом расцвете, она покинула экран. Бардо не была лучшей в мире актрисой, однако она пришлась очень ко времени, по сути, став символом и в некотором роде детонатором сексуальной революции 1950-60-х годов. Ее раскованные героини, появления на экране обнаженной, безупречное тело, вызывающее поведение, снискали ей огромную славу. При этом ее талант был все-таки глубже обычной физической привлекательности: она снималась, в том числе, и у таких серьезных режиссеров, как Жан-Люк Годар и Луи Маль. И все-таки тело преобладало. Думается, она ушла, чтобы не превратиться в стареющую пародию на саму себя. Как и в случае с Гарбо, расчет оправдался: Бриджит и поныне остается вечной инженю бурных шестидесятых. Правда, в отличие от дивы-Сфинкса, Бардо очень активна в общественной деятельности, причем довольно часто ее окружают скандалы.

Бриджит Бардо

Бриджит Бардо

Уйдет ли Дэй-Льюис окончательно и бесповоротно, или когда-нибудь вернется в кино? Подтолкнет ли его к возвращению прозаическая нужда? Будем надеяться, что нет.

Источник: dsnews.ua

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *